Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Травля | +17 |
Красный Крест | +10 |
Ложится мгла на старые ступени. Роман-идиллия | +7 |
Произведение А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» озаглавлено как роман-идиллия. Однако, погружаясь с первых страниц книги в жизнь семейства Саввиных-Стремоуховых, понимаешь, какими титаническими усилиями эта идиллия создаётся. Роман построен несколько специфическим образом, в нём нет чёткой сюжетной линии. Он представляет собой цепь воспоминаний главного героя Антона Стремоухова: его детские годы в Чебачинске – городе на границе Сибири и Казахстана, период учёбы в Московском...
Основное действие разворачивается в Чебачинске, куда родители Антона решают перебраться в конце 30-х годов, спасаясь от неминуемого ареста. Семья поселяется в доме деда и бабушки Антона по материнской линии. Дед – сын священника, выпускник семинарии, бабка – из дворян. Однако, несмотря на своё происхождение, семья живёт жизнью простого трудового народа, её члены владеют множеством разнообразных ремёсел: умеют заготавливать сено и ухаживать за скотом, содержать огород и готовить патоку, делать свечи и варить мыло. Как говорит автор, «в этой стране, чтобы выжить, все должны были уметь делать всё». Благодаря огромному трудолюбию, а также грамотно выстроенной системе натурального хозяйства, где все роли были чётко распределены, семье Саввиных-Стремоуховых удавалось не просто выживать, но и жить лучше многих других семей, оказавшихся в Чебачинске. Кроме того, несмотря на тяжелейшие бытовые условия, Саввиным-Стремоуховым удалось сохранить старые семейные традиции, такие как особая сервировка стола с использованием десятка приборов, чтение вслух по вечерам, застольное пение хором.
Один из самых ярких персонажей романа – это, несомненно, дед главного героя Леонид Львович Саввин, с которым у Антона с детских лет сложилось особое взаимопонимание. Леонид Львович, чьё детство и молодость пришлись на дореволюционную эпоху, не принял советскую власть и до последних своих дней не поддался её пропаганде. Уже по заголовкам советских газет он мог безошибочно определить ложь и лицемерие.
Дед обладал поистине энциклопедическими знаниями в самых разных областях и щедро делился ими с окружающими. Самым любознательным был, конечно, Антон. Он с огромным интересом слушал рассказы дедушки о природе, истории, литературе, религии. Основа мировоззрения Антона как раз и сложилась из их многочасовых бесед и, конечно же, Леонид Львович всей жизнью являл собой пример для подрастающего внука. Думаю, что и для нас, читателей романа, это образец того, как сохранить до конца дней своих человеческое достоинство, удивительное здравомыслие, верность своим идеалам. Будучи уже на смертном одре, дед говорил: «Они отобрали сад, дом, отца, братьев. Бога они отнять не смогли, ибо царство Божие внутри нас. Но они отняли Россию. И в мои последние дни нет у меня к ним христианского чувства. Неизбывный грех». Однако, несмотря на довольно пессимистичный прогноз Леонида Львовича, всё же хочется верить, что благодаря таким людям как он, передавшим свои знания и опыт последующим поколениям, сохранится и приумножится всё лучшее, что было в нашей стране.
Обладая поистине феноменальной памятью, А.П. Чудаков воспроизводит массу примечательных деталей из жизни города своего детства. Это и особенности местного быта, и яркие характеры жителей Чебачинска, и удивительные судьбы многих из них. Надо сказать, население города было уникальным по своему составу. Здесь жили и отбывающие ссылку бывшие дворяне, и так называемые кулаки, и сосланные по национальному признаку чеченцы, латыши, немцы Поволжья, и эвакуированные из Москвы во время войны академики. Главный герой признаётся, что «такого количества интеллигенции на единицу площади ему потом не доводилось видеть нигде». Выдающиеся профессора преподавали в местных школах и училищах, в больницах трудились ученики знаменитых врачей.
Много среди населения Чебачинска было и фронтовиков, чьи рассказы о Великой Отечественной Войне с детских лет слушал и впитывал Антон. В городе существовало особое место, где они встречались, делились воспоминаниями, спорили. Думаю, что для формирования у подрастающего поколения представления о войне, приведённые диалоги её непосредственных участников не менее важны, чем учебники и даже исторические документы. Особенно актуален сегодня поднятый в романе вопрос соотношения правды и мифов в истории Второй Мировой.
«Ложится мгла на старые ступени» - книга для неторопливого, вдумчивого чтения. Читая её, хочется вместе с автором размышлять о судьбе нашей страны, её истории, её героях и антигероях. Много в романе и философских рассуждений: о техническом прогрессе и его влиянии на человечество, о разнице поколений, скоротечности времени, о Боге и вере. С первых страниц книги чувствуется глубокий, проницательный ум автора, его огромная эрудиция, богатейший жизненный опыт. Невероятное удовольствие получаешь от классического русского языка, что, увы, бывает не так часто в современной литературе.
На мой взгляд, полезным было бы прочесть роман А.П. Чудакова молодому поколению, ибо в нём правдиво и без прикрас отражена советская эпоха, которую сегодня многие склонны идеализировать. Здесь же честно рассказывается о том, сколько судеб было искалечено большевистской властью, какой вред был нанесен науке (особое неприятие у автора вызывает фигура Т.Д. Лысенко), культуре, религии, как были извращены представления о морали, совести, патриотизме. По силе воздействия роман «Ложится мгла…» сопоставим с произведениями таких выдающихся писателей советской и постсоветской эпох как А.И. Солженицын, С.А. Алексиевич и др.
На мой взгляд, за роман «Ложится мгла на старые ступени», а также за многолетнюю научную и просветительскую работу в области филологии, А.П. Чудаков может быть выдвинут на соискание Литературной премии Александра Солженицына.
Травля – это явление, с которым в той или иной степени сталкивался, пожалуй, каждый. В третьем по счету своем романе Саша Филипенко мастерски описывает самые разнообразные формы травли. Это и чудовищная по своей жестокости расправа над медведем ради развлечения, и издевательства над подростком со стороны одноклассников, и организованное уже им самим, выросшим, доведение до помешательства известного журналиста. Автор демонстрирует нам, насколько беспощадными и изобретательными могут быть...
Как известно, наиболее часто подвергаются остракизму люди, выделяющиеся из общей массы, совершающие поступки, на которые другие не решаются. В романе Филипенко таким персонажем является Антон Пятый – журналист ярко выраженных оппозиционных взглядов, проводящий громкие расследования, а в свободное время сочиняющий антиутопию. Эта фамилия (или псевдоним) дан ему неслучайно: с некоторых пор таких борцов за справедливость в определённых кругах у нас называют «пятой колонной». Пятый бросает вызов Владимиру Славину – близкому к власти олигарху. Антон публикует ряд статей, в которых сообщает об имеющихся у Славина счетах и недвижимости за рубежом, что входит в некоторое противоречие с его образом пламенного патриота, призывающего с телеэкранов бороться с окружившими страну врагами. Взбешенный олигарх решает отомстить зарвавшемуся, с его точки зрения, журналисту. Он поручает своим помощникам – молодому цыгану Кало и его другу Льву Смыслову – сделать жизнь Пятого столь невыносимой, чтобы тот покинул страну. С этого момента и начинается методичная и изощренная травля. В своей «работе» приятели не гнушаются самых подлых и грязных методов: они не щадят ни самого Антона, ни его семью. Постепенно к этому процессу подключается всё больше людей, и к концу истории мы можем наблюдать уже целую фабрику травли.
Саша Филипенко рисует точный психологический портрет травящих. Их основные черты – наглость, ощущение собственной безнаказанности, отсутствие рефлексии, склонность к самооправданию. Если в начале рассказа одного из организаторов травли – Льва Смыслова – может показаться, что он раскаивается в содеянном, то к концу эти иллюзии полностью развеиваются.
Филипенко честно и без прикрас описывает современную российскую действительность, основными чертами которой являются всепроникающая коррупция, чудовищное лицемерие чиновников и их приближённых, обвинение в собственных неудачах бесконечных внешних и внутренних врагов. Писатель, со свойственной ему прямотой и резкостью, указывает как на пороки нынешней власти, так и на недостатки противостоящей ей либеральной интеллигенции, которая, в большинстве своем, разобщена, пассивна и убеждена в собственном бессилии и невозможности что-то изменить. При этом чувствуется неподдельная боль автора, его подлинная любовь к своей стране и переживания по поводу её будущего.
Некоторые ситуации в романе представляются мне гротескными, но, думаю, этот приём оправдан: писатель предупреждает, к чему может привести мракобесие, в которое мы погружаемся всё больше и больше. В этом смысле не лишена оснований и картина «казни в прямом эфире», которая представлена в антиутопической вставке, написанной от лица Антона Пятого.
Особенностью романа «Травля» является то, что он написан в форме музыкального произведения – сонаты: тут сказался детский и юношеский опыт автора, то, что, как и его герой Марк Смыслов, Саша Филипенко долгие годы играл на виолончели. Особое внимание писатель уделяет паузам. В книге есть даже своего рода гимн этому «искусству, именуемому – пауза».
Нельзя не отметить и то, что «Травля» - это роман с динамичным, захватывающим сюжетом, изобилующим неожиданными поворотами. С первых страниц книги невозможно от неё оторваться. Саша Филипенко пишет легким живым языком, не отягощённым многословными описаниями. «Травля», как и другие романы автора, имеет сравнительно небольшой объём, для прочтения книги достаточно одного-двух вечеров.
Этот роман будет интересен тем, кому небезразлично происходящее вокруг, кто хотел бы лучше узнать природу и психологию людей и понять, что заставляет многих цинично издеваться над себе подобными.
Принимая во внимание все вышеупомянутые достоинства книги Саши Филипенко, мне представляется возможным выдвинуть её на соискание премии «Ясная поляна» в номинации «Современная русская проза».
Некоторое время назад я открыл для себя новое имя в современной русской литературе. Это молодой писатель Александр Филипенко, за плечами которого уже четыре романа, каждый из которых имел большой успех. Я начал знакомство с творчеством Филипенко с последнего из них – романа «Красный Крест». Сюжет его вырисовывается из диалогов Саши – молодого мужчины, переехавшего с дочерью в другой город – и его новой соседки – девяностооднолетней Татьяны Алексеевны. Женщина страдает начальной стадией болезни...
Родившись в 1910 году и проведя раннее детство в Лондоне, она переезжает в Москву по воле отца, поверившего в «светлое будущее», которое непременно должно наступить после свершившейся революции. Выучившись, она, благодаря знанию иностранных языков, поступает на работу машинисткой в НКИД (Народный Комиссариат Иностранных Дел). Во время войны через Татьяну Алексеевну проходит множество документов, среди которых письма и телеграммы, передаваемые уже со второго её дня Международным Комитетом Красного Креста советскому правительству. В них организация предлагает сотрудничество по вопросам, связанным с судьбами военнопленных. И все эти письма остаются без ответа. В одном из списков советских солдат, попавших в плен на румынском фронте, Татьяна Алексеевна видит фамилию собственного мужа. Опасаясь за свою судьбу и судьбу их маленькой дочери, женщина при переводе документа не указывает фамилию мужа, дублируя на его месте в списке фамилию предыдущего пленного. Однако это не спасает их семью. Мужа по возвращении в СССР расстреляют, саму её вскоре после войны арестуют и отправят на 10 лет в лагерь как «жену изменника родины», а дочь заберут в детдом, где она вскоре умрет от голода.
Пройдя через страшные унижения и нечеловеческие условия, Татьяна Алексеевна выжила. Выйдя из лагеря, она посвятила всю вторую половину жизни поискам человека, которому могла навредить, указав дважды его фамилию в том самом списке пленных. Эта интрига разрешается лишь в конце романа, и довольно неожиданным образом.
Важной отличительной чертой романа является то, что в нём присутствуют документальные вставки, изучив которые, читатель может сделать выводы об отношении советского государства к своим гражданам. Филипенко долгое время работал в архивах, в том числе в Женеве, где находится штаб-квартира Красного Креста. Ссылки на официальные документы исключают возможность обвинений автора во лжи и «очернении нашей истории».
Безусловно, «Красный Крест» - роман не только о нашем недавнем прошлом, но и о сегодняшнем дне. О том, что наша ментальность не сильно изменилась. О том, что «красный человек», о котором много лет пишет соотечественница автора Светлана Алексиевич, по-прежнему живёт во многих из нас. Мы видим это, в частности, на примере одного из героев книги – отчима Саши. Став свидетелем его разговора с Татьяной Алексеевной, где она рассказывает о судьбе своей семьи, он утверждает, что это бред «выжившей из ума старухи», а Сталин всё делал правильно и во благо страны.
Стоит отметить, что в подобном отношении к вождю он не одинок: по последним опросам, около 40% россиян считают Сталина величайшим деятелем всех времён и народов. Вся страна в псевдопатриотическом угаре гордится «великой историей», забывая о том, что в ней хватает и поводов для стыда. Общество наше, как и главная героиня романа, страдает болезнью Альцгеймера, причём весьма специфической её формой: мы не просто не помним события нашего прошлого, но и не хотим их помнить. Мы отказываемся признавать чудовищные преступления советского режима, не желаем даже слышать о покаянии, считая его проявлением слабости, хотя, на мой взгляд, полноценное раскаяние как раз требует немалого мужества, коим мы сегодня, увы, не обладаем.
С моей точки зрения, лучший вид терапии нашего нынешнего состояния – всестороннее обсуждение, проговаривание самых болезненных тем. Это позволит извлечь уроки из прошлого, чтобы не повторять их впредь. И эффективным средством этой терапии являются такие книги как «Красный Крест».
Не знаете, что почитать?