Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Неизвестность. Роман века. 1917-2017 | +16 |
В Советском Союзе не было аддерола | +13 |
Патриот | +5 |
Красный Крест (с автографом автора) | +1 |
Вот бывают такие книги: прочёл - и сказать нечего. Редко, но бывают. И написана без заиканий, и читалось легко, а чего хотел автор, о чем писал - мимо прошло. Я бы отнесла к категории книг, написанных циничными мужиками, туда, где завсегдатаями Пелевин, Минаев, Бегбедер, которых я читать могу, но не люблю.
.
Ещё, как в книгах, так и в жизни, меня раздражает неясность. Всем, наверное, встречались на пути люди, которые эту неясность любят распространять вокруг себя ореолом? И фиг пойми, на самом...
.
Ещё, как в книгах, так и в жизни, меня раздражает неясность. Всем, наверное, встречались на пути люди, которые эту неясность любят распространять вокруг себя ореолом? И фиг пойми, на самом ли деле там что-то есть, за туманом, или пустота полнейшая? Чаще всего пустота. Но с поличным да за руку ведь не поймаешь таких, они как рыбки в океане недосказанных мыслей плавают, скользкие и неуловимые, а потому никогда точно не знаешь. Но подозреваешь. Так вот, я ПОДОЗРЕВАЮ, что все завуалированные Патриотические и противоположные им идеи в этой книге на самом деле ни к чему не сводятся. Автор мог бы отмахнуться и сказать что-то в духе «в этом-то и суть». А я б ему ответила, что незачем тогда про это писать. А он бы процитировал Ницше. И ввёл меня, пытавшуюся связать цитату с беседой и с книгой, в ступор, и, пользуясь моментом, улизнул бы от дотошной читательницы.
.
Что на самом деле хорошо в этой книге - так это маленькая художница и последние двадцать страниц. Я даже скажу, что они стоят того. Вот.
Все-таки, через сколько всего прошли жители бывших стран СССР за эти сто лет. Революция, репрессии, вся эта турбулентность строения социализма с ужасами побочных явлений, война, голод. Идейность и лицемерие, идейность как лицемерие, и вот, когда поколение новых, советских людей, по-настоящему начинающих верить в светлое будущее, несмело нащупывает почву под ногами, их подсекают развалом. Крутись как хочешь. Забудь все, что знал.
.
Алексей Слаповский в романе «Неизвестность» отслеживает жизнь...
.
Алексей Слаповский в романе «Неизвестность» отслеживает жизнь семьи, берущей свои корни от крестьянина, который ведет личные записи во времена революции. Тут такое развитие языка, ребята, на голову выше Цветов для Элджернона. А мысли, рассуждения на сложнейшие темы посредством бытовых примеров, столько правильного, столько хорошего. Труд и радость труда. Горе. Все под колёса истории.
.
Следующая часть - от лица сына Володи. Юная душа, жаждущая подвигов, адресовавший свои записи герою-кумиру, Павлу из книги «Как закалялась сталь». Можете себе представить. Особенно запомнилось, как Володя бил себя молотком по пальцу, чтобы закалять дух или сталь или что там ещё он себе надумал, и сломал кость. Зато врагам в лицо будет смеяться при пытках. Страшно от этих мыслей. Постоянное самобичевание, терзания - я красуюсь? А теперь, когда думаю, что красуюсь, я тоже красуюсь? И не дурак ведь, а дурачок. Про таких ещё говорят - не от мира сего. Только есть дурачки безобидные, а Володя в своём идиотстве дошёл до службы в НКВД.
.
Дальше снова смена стиля - запись интервью сестры Володи ее внучкой Аней в двадцать первом веке. Фоном - семейные дрязги, проблемы в отношениях родителей. Основной нитью - взаимопонимание между бабушкой и внучкой, женщинами из разных миров. Вы никогда не удивлялись, насколько проще ему установиться, прыгнув через поколение? И почему? Я часто замечала. Но на эту тему стоит рассуждать отдельно.
.
Потом рассказы от отца Ани, и они прекрасны. Переломное поколение, хотя, если приглядеться, то каждое у нас такое. Невозможно оторваться. И, наконец, любовь. На всю жизнь. Про такую я готова читать и читать.
.
Напоследок ещё один прыжок в другой стиль - электронное письмо отцу Ани от его сына-аутиста от первого брака. Продумано до каждой запятой. Что тут скажешь.
.
Читать! Обязательно! Я, пусть и запоздало, но открыла для себя замечательного писателя. Русского писателя. Живущего и творящего. Ура.
Главный герой романа Саши Филипенко «Красный Крест» решает обменять свою жизнь в России на жизнь в Минске с целью убежать от горького прошлого. В первый же день переезда его за руку ловит словоохотливая соседка-старушка, затаскивает к себе в квартирку, поит чаем и кормит историями. На протяжении всего романа за этим кухонным столом с перерывами на жизнь и сон они изливают друг другу душу. Радости сердце мое не познало - горе мешало. Войны, лагеря, смерть близких, рак, чего только не было в...
.
Из понравившегося - политическое. Письма, откопанные из архивов красного креста, умоляющие Советы помочь своим пленным солдатам, обменяться пленниками (но мы с вами тоже об этом уже все знаем). А вот упоминание ситуации с Куропатами - я никогда о ней не слышала в начале 2000-х. Вот о таком действительно важно и писать и говорить, особенно в мире, где новости тщательно контролируются и дозировано отпускаются, чтобы подействовать на людей определенным, точным и никаким другим способом. Никем не освещённые, трагичные, уму не постижимые вещи творятся за нашими спинами. И о них нужно знать.
.
Можно читать. Проглотите за пару часов, формат книги очень удобный, особенно мне, у которой на плече часто спит ребёнок и приходится держать и перелистывать одной рукой. Вообще, давайте отдельный формат для неспящих мам, гипсовиков, любителей пить, есть и почесываться во время чтения. Маленький и удобный. А то я с Полом Остером намучилась ??
.
Читать легко, руке легко, читать быстро, листать быстро, читать можно. Но, наверное, не нужно. И все же точку в моем знакомстве с творчеством Саши Филипенко я ставить не хочу, а желаю добыть где-нибудь «Замыслы» и тогда уж решить. Потому что пишет он в целом неплохо, и потому что на рекламные уловки я самая падкая.
Я разочарована книгой Ольги Брейнингер, и в этом виноваты мы обе.
.
Прочитав краткое био автора, которое невозможно избежать, видимо, потому что издательство посчитало его важной, если не ключевой, информацией к подачи продукта, я не могла не сформировать определенных ожиданий. Посудите сами. Девушка молодая, из Казахстана (землячка!), уехала из дома в нежном возрасте (как и я!), получила блестящее лингвистическое образование (я пас), я ждала от неё прозы и, что ещё важнее, мыслей, достойных ее...
.
Прочитав краткое био автора, которое невозможно избежать, видимо, потому что издательство посчитало его важной, если не ключевой, информацией к подачи продукта, я не могла не сформировать определенных ожиданий. Посудите сами. Девушка молодая, из Казахстана (землячка!), уехала из дома в нежном возрасте (как и я!), получила блестящее лингвистическое образование (я пас), я ждала от неё прозы и, что ещё важнее, мыслей, достойных ее происхождения, воспитания и опыта. И, мягко говоря, не получила ожидаемого.
.
Во-первых, Ольга нарушает, и не специально (как, скажем, Итало Кальвино), а именно по-дилетантски нарушает, законы выдержки жанра. Начинается книга как научная фантастика, в главе номер два вас кидают в мемуары, по которым носят почти до самого конца, потом ещё щепотка научной фантастики, и напоследок угрожающий посыл с размытыми целями в сторону власть имущих и дела вершащих.
.
Во-вторых, альтер-эго автора в книге (а по-другому этот персонаж не представляешь, потому что уж очень много схожестей между описанным и биографическим прошлым (в которое вас макнули головой издатели) не вызывает большой симпатии. Оно самолюбуется, снисходительно глядит на мир, и ничего бы страшного, ведь читаешь книги (и хорошие книги!) про негативных персонажей, но проблема в том, что кроме самого персонажа, его опыта, переживаний, мыслей и умозаключений в книге ничего не происходит . Я, мы со мной, да я и я.
.
Есть моменты, которые мне понравились. Описание деревни "Берлин", оксфордские будни, здесь и там парочка хорошо построенных предложений, тонко подмеченных нюансов. Но было и ощущение, что автор вместила в эту книгу все, что пережила, как оно было, без какого-либо фильтра, и это неправильно. Ведь интересная жизнь и интересная книга - разные вещи. К чему были главы про любимого в Чечне? Что они принесли читателю? Какой у них посыл? Если уж хочется писать мемуары и шагать по дороге своей жизни, то не надо пытаться завуалировать это по художественную литературу. Зачем?
.
Но я даже готова все это смести со стола и начать заново, если бы не лицемерие. Ведь я искала посыл, мысль, смысл, и мне показалось, что я даже увидела его отклик в фигуре космополита, как говорит Ольга, "сверхсовершенного человека", которым является ее героиня (т.е. она сама) и которого не убедишь в сегрегации людей по их национальности или гражданству или вероисповеданию и пр. и пр. НО этот космополит выдаёт такие стереотипные перлы о немцах, русских, чеченцах и англичанах, что ???+?.
.
Вы знаете, я начинаю понимать, что хорошему писателю необходимы не только владение письмом, начитанность, чуткость, наблюдательность, незаурядный ум, но и - как бы это лучше сказать - широта души? Глубина? Отсутствие самолюбования? В общем, что-то человеку не свойственное, нелогичное и бескорыстное. Надеюсь, Ольга к этому придёт. Но, боюсь, впереди у нее дорога длиннее той, которую она проделала из Казахстана.
Не знаете, что почитать?