Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Плод Познания | +17 |
Дэвид Боуи. Биография в комиксах | +10 |
Доколумбовы плавания в Америку | +6 |
Безупречно одетая леди. Как идеально выглядеть в любой ситуации | +4 |
Школа литературного и сценарного мастерства. От замысла до результата | +3 |
Вдохновившись курсом на Арзамасе я решила еще немного пополнить запас знаний об этом загадочном континенте, и прочитала удивительную книгу В. Гуляева "Доколумбовы плавания в Америку".
Оказывается, до Колумба в Новом Свете уже кто только не побывал.
К слову сказать, сам знаменитый мореплаватель никогда (!), даже издали, не видал берегов Северной Америки. Цитата: "Он открыл лишь часть острова в Карибском море и часть восточного побережья Центральной Америки... да и то во время...
Оказывается, до Колумба в Новом Свете уже кто только не побывал.
К слову сказать, сам знаменитый мореплаватель никогда (!), даже издали, не видал берегов Северной Америки. Цитата: "Он открыл лишь часть острова в Карибском море и часть восточного побережья Центральной Америки... да и то во время своего последнего, 4-го плаванья в 1502 году". Кто же тогда открыл Америку?
У историков есть масса предположений, кто же был первым. Еще больше - псевдонаучных находок и теорий, потому что все хотят быть первыми. В реальности же все, как всегда, совсем иначе. Итак:
- Египтяне. Их пирамиды подозрительно похожи на мексиканские, но судна из папируса не справились бы с походом через океан.
- Финикийцы. "Народ моря", когда-то славно торговали даже с испанскими побережьями, избороздили все Средиземноморье, но... После того, как Карфаген был разрушен, уже никуда не плавали.
- Греки и римляне. Ну, про легендарные корабли греков знают все, кто читал "Илиаду" - можно представить, на что они были способны. Однако - нет. А вот мореходные заслуги римлян недооценены. Считается, что они больше были сухопутным народом, чем морским. Но откуда тогда взялись изображения исконно американского растения - ананаса! - на фресках Помпеи? Значит, римляне не только побывали где-то в Центральной или Южной Америке, но и благополучно вернулись назад. Пруфпик, как говорится, но одного только этого факта еще недостаточно, чтобы называть римлян первооткрывателями Америки. Так, сплавали, набрали ананасов - и домой.
- Африканцы. С этими вообще интересно, потому что вот они-то как раз сухопутные. Сухопутней некуда. Однако какому-то султану из Мали однажды пришло в голову, что неплохо бы сплавать в дальние дали. Он взял откуда-то 20 000 судов, отправил людей, и его флот таинственно пропал где-то в устье Нигера. Эта легенда породила великое множество споров и догадок. Вдруг доплыли? Потому что, оказывается, индейская архитектура похожа не только на египетскую, но и статуи с африканскими профилями в ней то тут, то там, встречаются! Удивительно.
- Арабы. Арабы через океан не плавали - предприняли несколько попыток, нашли только "застывшее вонючее море", а потом и вовсе наложили на слишком далекие плавания религиозный запрет. Однако именно арабы, а не греки и не карфагеняне, совершили настоящий прорыв в развитии мореходства и географических наук: "Поныне пестрит арабскими терминами и морской словарь горделивой Европы".
- Викинги. Бесстрашные пираты, лютые головорезы из Европы доплыли сначала до Гренландии, а оттуда уже до Ньюфаундленда. Лейф Счастливый основал в Новом Свете легендарное поселение и назвал его Винланд, "виноградная страна". Но для ученых этого тоже было как-то маловато, чтобы потомки викингов считались первооткрывателями Америки (Винланд до сих пор не могут найти).
- Китайцы и японцы. Американские индейцы, пусть и похожи в чем-то на мавров и египтян, на самом деле - монголоиды. Стало быть, кто как китайцы? Но увы! Эти вообще приплыли позже всех, когда в Америке разразился век "золотой лихорадки". Напрасно некоторые любители сенсаций пытались подбросить на океанское дно возле Южной Калифорнии каменных китайских якорьков - все они при проверке были датированы лишь серединой XIX века.
- Полинезийцы. Плавали как боги. В XIX веке их лодочки выжимали до 22 миль в час (35,4 км/ч), обгоняя даже супер-современные, на тот период, английские суда! И да - полинезийцы плавали в Южную Америку, это доказано 100%. Вывезли оттуда маис и еще кое-какие растения, оставили упоминания в стихах про свои великие походы... Но полинезийцы, при всей их крутости, не могли изначально заселить Южную Америку. Не они, и точка.
Так что ни один из древних народов не может претендовать на звание не то что праотцов, но даже первооткрывателей Америки. Да, люди плавали через Атлантический океан - но, по большей части, плавания эти носили случайный характер. Чаще - по воле штормов и течений, чем благодаря намерению найти новые земли. Известны минимум 3 случая, когда лодки с индейцами достигали европейских берегов - занесло. Так что ответ будет такой: люди неоднократно плавали в Америку и ДО Колумба, но только ПОСЛЕ него между Старым и Новым светом завязались постоянные, так сказать, взаимные отношения. Вот почему Колумб - молодец!
Книга Юргена Вольфа – одно из первых пособий по литературному мастерству, переведённое на русский язык. У нас эта книга впервые вышла в далёком 2010 году, когда про Creative Writing ещё почти никто не слышал, а главной площадкой для оттачивания писательских навыков был уютный ЖЖ. Но и сегодня «Школа» остаётся, наверное, самым практичным учебником для начинающих писателей. Каждая страница – концентрат полезной и, что немаловажно, актуальной информации.
По сути, перед нами пошаговое пособие:...
По сути, перед нами пошаговое пособие: как написать книгу, которая заинтересует издателя и которую купит читатель. Именно так: Вольф – американец, а они, как известно, народ практичный. Философские рассуждения на тему волнительного литераторского труда сведены к минимуму (хотя главы, посвященные созданию ярких персонажей и небанальных сюжетов, конечно же, есть). Это в русском переводе книга называется «школой», что вызывает у нас определённые ассоциации: чтобы добиться успеха, нужно много и долго учиться. В оригинальном же названии использовано слово coaсh: чтобы добиться успеха, нужно знать его составляющие. Вольф строит своё повествование именно как тренер-коуч, ведущий аудиторию к чётко обозначенной цели – напечатанной книге (или её электронному аналогу, или аудиокниге – широко мыслящий автор приветствует все форматы). Чтобы книга получилось, нужно не только владеть пером и знать «секреты захватывающей истории». Отдельный труд – правильно настроить свою психику (избавиться от страхов, самокритики и прочих монстров), учиться задавать правильные вопросы, использовать свой жизненный опыт и говорить «нет». Да, даже своей милой тёте Люсе, которая любит звонить вам пять раз на дню и делиться рецептами: вам нужны время и личное пространство, ведь книга сама себя не напишет.
Для тех, кто не умеет самостоятельно организовать свою литературную работу. Или еще не выработал писательских привычек. Или… на самом деле, любому человеку, работающему в творческой сфере, время от времени будет полезно заглянуть в книгу Вольфа, чтобы «сверить часы».
Какие истории нравятся людям? Прежде всего, те, в которых они могут узнать самих себя. Как создать такую историю? Отправьте своих героев в путешествие, где будут опасности и надежда, схватки с чудовищами и нежданная помощь – словом, всё то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Нюанс: у этого путешествия должна быть проверенная карта, которая укажет нужную дорогу. Герой покидает обыденный мир, чтобы пройти испытания, добыть волшебный эликсир, и, обойдя все ловушки, вернуться обратно....
Кристофер Воглер предлагает нам такую карту, подробно, глава за главой, перечисляя этапы непростого пути, по которому писатель должен пройти вместе со своими героями. Но перед вами отнюдь не сборник сказочных сюжетов, а практическое пособие.
Одна из историй, на основе которой Воглер объясняет скрытые механизмы писательского мастерства – «Волшебник из страны Оз». При желании, с помощью этой книги можно заполучить почти то же самое, чего хотели персонажи этой сказки. Острый ум – чтобы в нужных дозах поместить в свой текст архетипы, мифы, предания, всё то, что на уровне подсознания распознаётся читателем. Смелость – чтобы не бояться крутых поворотов сюжета. Доброту – к своим героям и к себе самому, чтобы, несмотря на сомнения, идти вперёд, совершенствовать своё творчество.
«Путешествие» будет интересно как писателям, так и сценаристам, психологам, преподавателям, копирайтерам – всем, кто работает со словом и любит рассказывать. В первую очередь, эту книгу можно рекомендовать тому, кто давно хотел прочитать «Тысячеликого героя» Кэмпбелла, но пока не готов глубоко погрузиться в эту сложную тему. В целом, неважно, в каком жанре вы работаете – подзаголовок «мифологические структуры» не подразумевает инструкции для создателей фэнтези. Советы Воглера универсальны.
«Плод познания» – комикс о женском теле и нашем неоднозначном к нему отношении. Женскую сексуальность окружает великое множество мифов, эвфемизмов и табу. «Животный низ» – явно не та область, про которую нам в принципе хочется читать что-то познавательное. Пролистали брошюру «Откуда берутся дети», подслушали на уроке полового воспитания в школе (у вас были такие? у меня да; незабвенные уроки юмора и стыда) – ну а дальше каждый разбирается сам.
Вот с этого Лив и начинает свою книгу – как на...
Вот с этого Лив и начинает свою книгу – как на протяжении веков люди пытались разобраться, что с женщинами не так. Она составляет «Топ-7 мужчин, которые СЛИШКОМ интересовались женскими половыми органами». Сначала это напоминает серию «британские учёные...», и весьма забавно. Но потом вообще не.
Например, был в XIX веке такой барон Жорж Кювье. Он привёз в Лондон из африканских колоний женщину по имени Саарти Баартман. Она стала известна как «готтентотская Венера», посмотреть на выдающиеся прелести которой собирались толпы просвещённых европейцев. А когда Саарти в 26 лет умерла от лихорадки, барон Кювье – та-даам! – заспиртовал её гениталии. Не потому, что он был такой извращенец, а потому, что, помимо прочего, интересовался антропологией. Барон сделал вывод, что некоторые части тела Саарти – наглядное доказательство неполноценности темнокожих. Теория Кювье повлияла на становление научного расизма, а заспиртованные гениталии Саарти выставлялись в Национальном музее Лондона аж до 1985 года. Но главное, что эта установка – «женские половые органы должны быть крошечными, незаметными, а лучше вообще не быть» – осталась с нами и сейчас. Наверняка вы помните историю с московской клиникой, где подпольно практиковали женское обрезание. Там, правда, ссылались на мусульманскую традицию, но в Европе та же идея вполне себе процветает. Лив Стрёмквист приводит статистику, сколько подобных операций проводится в Швеции ежегодно, и это страшновато, но не удивительно. Женщины не первое столетие калечат себя, чтобы соответствовать неким стандартам. Но так не должно быть, с этим нужно что-то делать – для начала, хотя бы задуматься, что с этим что-то не так.
Отдельно меня впечатлила глава про то, где наша праматерь Ева делится своими переживаниями, как если бы она была современной женщиной. Смешная – и грустная глава одновременно: если бы Ева действительно так парилась из-за естественных проявлений своего тела (запаха, формы, возбуждения, дискомфорта и проч.), мы бы все вообще не родились. Но Ева как-то справилась, и Лив призывает нас к тому же.
Есть вещи, которые мы умалчиваем, потому что они действительно сокровенны. Но есть такие, про которые мы не решаемся признаться себе самим, потому что тётя поругает. Лив Стрёмквист разрешает нам не слушать тётю, а слушать себя. Ура.
Подарок на любителя
Новая серия Эксмо «биоГРАФИЧЕСКИЙ роман» — любопытная попытка объединить всё вкусное сразу: комикс, яркого героя, волнительные подробности его жизни и хайп вокруг московских выставок (есть ещё такая же книга про Фриду). Но чтобы сделать годный коктейль, нужно тщательно выбирать ингредиенты, а у издательских холдингов на это не всегда есть время. Комикс про Боуи в этом смысле напоминает детское шампанское: пузырики шипят, в носу щекотно, ну и всё.
Вообще, такие книги...
Новая серия Эксмо «биоГРАФИЧЕСКИЙ роман» — любопытная попытка объединить всё вкусное сразу: комикс, яркого героя, волнительные подробности его жизни и хайп вокруг московских выставок (есть ещё такая же книга про Фриду). Но чтобы сделать годный коктейль, нужно тщательно выбирать ингредиенты, а у издательских холдингов на это не всегда есть время. Комикс про Боуи в этом смысле напоминает детское шампанское: пузырики шипят, в носу щекотно, ну и всё.
Вообще, такие книги сложно рецензировать — всё-таки Боуи. Такая гарантия качества априори: на какую бы китайскую футболку не нарепринтили портрет — это же кумир миллионов! Собственно, комикс и написан поклонницами Боуи, они сами в этом признаются. На сайте издательства пишут, что это «результат долгого исследования авторами биографии великого музыканта, который прольёт свет на неизвестные периоды его жизни». Если вы откроете Википедию, света на «неизвестные периоды» прольётся ещё больше. Только в Википедии нет картинок, а в комиксе — есть. И они правда классные. Книжка с картинками про Боуи — ок, но «исследование» — увольте.
Когда фанат пишет про своего кумира, сложно ожидать какой-то объективности повествования. Невозможно не скатиться в фанфик, всё время приходится балансировать на грани панибратства и холодной отстранённости (чтобы совсем не слиться с фигурой звезды). В этом комиксе есть и то, и другое. Нарраторы — нарраторки? — то восхищённо нашёптывают нам что-то бесконечно милое о детстве Дэвида, одинокого, никем не понятого мальчика. То как-то цинично проскакивают мимо важных событий («отец умер, ну да я никогда не был с ним близок»). Есть, конечно, трогательные моменты (история с братом, встреча со второй женой Иман, запись последнего альбома), но в целом история получилась осколочная, не цепляющая.
Напрашивается сравнение с «Богемской рапсодией», тем более, выход комикса совпал с прокатом фильма. И там, и здесь — шаблон шаблоныч: подающий надежды дерзкий паренёк захотел славы — получил её без особых усилий при поддержке Крутых Дядек — немного поцапался с друзьями — серьёзно поцапался с друзьями, впал в зависимость, страдал — вспомнил, что сам уже Крутой Дядька — концерт на стадионе Уэмбли. Но история Фредди — тёплая, человечная: там есть родители, есть love of my life, есть, пусть и грубо педалируемая, но всё-таки ценность Творчества, которое спасает. А история в комиксе про Боуи — заметки в бортовом журнале инопланетянина, под блестящим комбинезоном которого скрыт ещё десяток сущностей. Основная идея, сквозящая в тексте: кто знает, может, он таким и был, вечным одиночкой, а все эти миллионы фанатов и долларов были ему на самом деле побоку? Загадочно. Но так не бывает, увы. Это какие-то фантазии из бенуара. Холодно, морозно, звёздный ужас.
Больший ужас у меня вызвало только количество опечаток в этой книге. Для такого небольшого объёма это просто эпик фейл. Наверно, корректору в глаз попал stardust или блёстка с костюма Измождённого Герцога.
Самая странная книга про стиль, которую я читала: картинок нет; текст - азбучные истины, которые кочуют из одной переводной книги в другую... Хорошо, что не купила, а взяла в корпоративной библиотеке - не прочитала и половины, стало очень скучно.
Книга - полная профанация (к тому же, плохо отредактированная после перевода). Одну треть занимает информация о свойствах цвета, известная всем из начальной школы, две трети - картинки, на которых якобы изображено, как надо правильно подбирать цвета. Цвета подобраны, мягко говоря, наугад, но для большего веса под каждой картинкой размещены номера CMYK. Научиться "выглядеть великолепно" с помощью этой книги не представляется возможным. С тем же успехом можно бесплатно скачать из...
Впрочем, книга должна понравиться тем, кто любит пустые очевидные советы. Их в тексте очень много, например: "Каждому из нас подходит определенная одежда, каждому нравятся свои оттенки и сочетания цветов". "В повседневной жизни мы, как правило, видим не один отдельный цвет, а сочетание нескольких цветов". В таком тоне написано 90% текста. Отвратительное издание, зато на мелованной бумаге.
Не знаете, что почитать?