Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Портрет Дориана Грея. Пьесы. Сказки | +3 |
Убить пересмешника… | +3 |
Повелитель мух. Бог-скорпион | 0 |
Что такое красота? Что мы считаем восхитительно красивым, а что - безобразным? Пожалуй, мозоль на нашем мозгу, натертая годами школьных нравоучений, заставляет нас из раза в раз лукаво развешивать красноречивую «лапшу» на уши, вещая о силе красоты внутреннего мира. При этом многократно открываемый нами Instagram, изобилующий сотнями «залайканных» фотографий, значительно откровеннее и честнее рассказывает нам об истинных ценностях современного общества.
Князь Мышкин говорил, что красота...
Князь Мышкин говорил, что красота спасет мир. Белинский верил, что красота возвышает нравственные достоинства, без которых она [красота] существует только для глаз, а не для сердца. А народная мудрость гласит, что красота требует жертв. И увы, это не просто старая добрая присказка. Это, в каком-то смысле, вердикт современному человечеству, поглощенному глянцевой отфотошопленной видимостью, прикрывающей серость и даже бесцветность внутреннего мира. При этом своеобразным Фрейдом на поприще изучения нездоровой человеческой одержимости «красивыми картинками» стал еще Оскар Уайльд в конце XIX века, собравший в своем романе под названием «Портрет Дориан Грей» полный анамнез недуга – триумфа красивой пустоты.
Уальдовский « Портрет Дориан Грей» - это роман-воспитание, роман-пророчество и роман-приговор. Это многоаспектное произведение, в котором затрагиваются проблема создателя и его творения, социального неравенства, трагической любви и дружбы и др. Но день сегодняшний, так или иначе, актуальна именно проблема «красоты». Лже-красоте главного героя, скрывающейся под «портретной» маской, даже не приходится изворачиваться, лгать или пускать пыль в глаза. Ей достаточно блистать своим великолепием на фоне трупов и скелетов, которые даже нет необходимости распихивать по шкафам. Тот же (а на месте «того же» оказывается добросердечный художник Бэзил Холлурд), кто и решается во имя спасения той самой внутренней красоты ткнуть пальцем на всю неприглядность действительности, оказывается не просто в шкафу, а бессердечно предан небытию. Зато главный «проповедник» лорд Генри и его аристократическая команда умудряются наслаждаться этим паденческим триумфом «красоты», растекаясь в дифирамбах и пошлостях. Это черный роман-ода, в котором нет места «прощанию по уму», нет места любви, нет места состраданию, есть место только «одежке». В конце концов, портрет, написанный с любовью истинным творцом Бэзилом, оказывается живее, честнее и откровеннее, чем любой человек в тамошнем обществе.
Горькая ирония автора скрывается в самом образе главного героя. Наделяя Дориана сногсшибательной внешностью блондинистого херувимчика, от которого невозможно оторвать глаз, Оскар Уайльд именует его «Gray» - серый, невыразительный и сумрачный. Как написал однажды Харуки Мураками: «…серый – это скорее отсутствие цвета, а не наличие». Именно в этой пустой фамилии скрывается вся сущность «красивой» натурки главного героя. Кстати, как я ни боролось с собой, но каждое описание внешности Дориана вызывало в памяти образ белобрысого Есенина. Кроме того, лично у меня демоническая притягательность главного героя никак не вязалась с описанными Уайльдом золотистыми кудрями – все-таки такая порабощающая притягательность обычно свойственна брюнетам (сравнения ради можно вспомнить Андрея Болконского, который «удался» не только цветом волос, но и фамилия было под стать натуре).
Несмотря же на то, что главный красавец на деревне оказывается изощренным преступником и злодеем, не выдержавшим нравственного урока художника Бэзила и его творения – злосчастного портрета, Дориан - победитель, вышедший сухим не просто из воды, но из океана. Грей – это тот самый сверхчеловек, в которого до конца никогда не верила литература, проповедующая любовь и всепрощение, и которым так и не стал Раскольников, сохранивший в себе хотя бы надежду на истинную красоту.
«Портрет Дориана Грей» - это в некотором смысле «перевертыш» «Преступления и наказания» Достоевского. В романе Уайльда нет места человечным, гуманным и любящим «тварям дрожащим», есть место красивому самообману и аристократическому дебелому обществу интеллектуалов с мнимыми принципами, порождающими одни лишь уродство и безнравственность и убивающими не только души отдельных индивидуумов, но и целые поколения…
Уайльдовская красота не требует жертв. Она приходит, наматывает на кулак весь ваш внутренний мир и выдирает его с корнем. Как смерть.
Как вы думаете, какая болезнь заставляет человечество захлебываться собственной кровью? Диктаторские режимы, гражданские воины, «распил» территорий? На мой взгляд, все это лишь метастазы от злокачественной опухоли на теле общества - несправедливости, главным возбудителем которой являются сами люди. Как говорил один из героев романа Харпер Ли "Убить пересмешника", юрист Аттикус Финч: "Есть в нашей жизни что-то такое, от чего люди теряют облик человеческий, — они бы и хотели быть...
Мы давно погрязли в болоте двойных стандартов, которое душит все больше невинных людей в своих односторонне «справедливых» объятиях. Расизм и ксенофобия – это данность современного бытия, и, к сожалению, времени не удается излечить эту опухоль. Тот оптимизм, который звучит в конце романа «Убить пересмешника», сегодня вызывает не надежду, а слезы - от безысходности и безвыходности. Может быть, убийство пересмешника и перестало быть тяжелейшим грехом, но вот убийство не такого, как ты, так и не стало преступлением, оставшись нормой. То, с каким цинизмом и хладнокровием праведные представители высшей, «белой», расы маленького провинциального городка Мейкомб, посаженные на стулья присяжных заседателей, на глазах детей и взрослых выносят обвинительный смертный приговор невиновному «черному», сейчас, может быть, и возмущает, но ни капельки не удивляет. «Добропорядочные» граждане что тогда, что сегодня, готовы отстаивать мировую справедливость не дальше пределов своей кухни. Высокомерие и исключительность «избранных» до сих пор позволяют лишать людей жизни просто за то, что их цвет кожи, вероисповедание или образ жизни не соответствуют их представлениям о прекрасном.
Ужасающая же правда этой зловонной болезни общества, страдающего исключительностью и дискриминацией, заключается в том, что она легко поражает самые молодые клетки человечества – детей. Никогда нельзя предсказать, к каким последствиям и моральным уродствам приведет заражение расистским вирусом на стадии детства. К счастью, в романе главные дети-герои и маленькая 6-летняя повествовательница Джин-Луиза, благодаря многотонным усилиям их сохранившего в себе обостренное чувство правильной справедливости отца мистера Финча, стоически переносят пощечины гражданского общества и акты расовой дискриминации, сохраняя человеческое, но уже далеко не детское лицо. К сожалению, история человечества может «похвастаться» грандиозным количеством противоположных примеров: в истории европейцев, воспитывающихся с пеленок с манией величия и уникальности, найдется достаточно примеров многолетних войн, унесших жизни миллионов невинных людей, и большое количество единичных случаев, демонстрирующих исключительную несправедливость к не-исключительным людям.
Так ли иначе, дочитав последнюю страницу романа «Убить пересмешника», несмотря на почти традиционный, овеянный флером happy-end-а, конец, у вас вряд ли получится облегченно выдохнуть. В воздухе так и будет безмолвно висеть вопрос: сколько еще безобидных «пересмешников» решится убить цивилизация под предлогом своей особенности?
О Голдинге и современных повелителях мух
Все высокоинтеллектуальные размышления знатоков образования о необходимости «актуализировать» классический школьный список литературы и дать наконец подрастающему поколению вдохнуть запах свежих страниц книг Пелевина, Улицкой и подобных звучат в основном из уст людей, которые давно не пересекали порог школы и в глаза не видели современного школьника, давно переставшего быть скромным тихоней – ботаником. И если Пелевин со своим глубинным, непонятным...
Все высокоинтеллектуальные размышления знатоков образования о необходимости «актуализировать» классический школьный список литературы и дать наконец подрастающему поколению вдохнуть запах свежих страниц книг Пелевина, Улицкой и подобных звучат в основном из уст людей, которые давно не пересекали порог школы и в глаза не видели современного школьника, давно переставшего быть скромным тихоней – ботаником. И если Пелевин со своим глубинным, непонятным современному ученику контекстом порадует его хотя бы нотками порнографии и попсы, то госпожа Улицкая со своим пристрастием к чернухе, которая вызывает неприятные позывы даже у подготовленной публики, может нанести непоправимый вред такой «хрупкой» детской психике. Не правильнее было бы еще раз перелопатить классику в поисках произведений, которые заставят современных детей и подростков подойти к зеркалу и всмотреться в собственное отражение. Разве вы не чувствуете? Воздух, наполняющий детство и юность современной молодежи, не просто дрожит от непонимания и ужаса, а прямо пропитан судорогой жестокости и кровожадности. Сегодняшние дети и без книг Толстой и Улицкой бросаются друг на друга, как подцепившие бешенство звери, и расстреливают из оружия не только гипотетические рамки дозволенного, но и полицейских. При этом все те же знатоки продолжают «толкать» оправдательные, приправленные флером романтики речи о несчастных, «униженных и оскорбленных» родителями и обществом Ромео и Джульеттах, на счету которых между делом уже числятся пускай даже пока нечеловеческие, но трупы.
Надо признать, что наши представления о безобидных, запутавшихся в себе и находящихся «в активном поиске» не только себя детях давно устарели. Наши трепет и умиление застилали нам глаза, заставляя смотреть на этих розовощеких крох, как на святых, в то время как под их личиной скрывались хладнокровные «святоши». Как однажды сказала мудрая преподаватель педагогики: «Ребенок тянется к плохому сам, тягу к хорошему – надо взрастить и воспитать».
«Все всегда оказываются не такими, как от них ждешь» - мысль уже не ребенка, но еще не взрослого героя романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух» Ральфа, как никуда лучше подходит для сложившейся ситуации.
Вышедший во второй половине XX века, этот роман - почти дьявольский набросок будущего, которое может стать нашей историю.
На первый взгляд незамысловатый сюжет, разворачивающийся на необитаемом острове с большим количеством маленьких английских благовоспитанных Робинзончиков, должен был быть захватывающим сентиментальным приключением, вызывающим сладенькую улыбку. Однако, на фоне почти миражной красоты природы счастливые малыши, «сбежавшие» из-под зоркого ока взрослых, дают волю тому черному и животному, что так старательно взрослые изо дня в день стараются обуздать. Дети превращаются в слепых безумцев, повязанных стадным чувством и порабощенных не столько гласом разума охотника Джека, но его животной силой и банальным чувством голода.
Голдинг, пожалуй, один из немногих, кто решился показать всю бездонную черноту душевного омута ребенка, способного мимикрировать, притворятся и только лишь рад примерять любые, самые опасные и звериные, маски. Лишившись железно-проволочных социальных и гражданских рамок общества, дети могут стать жестокими, властными и кровожадными. Они способны скатится до первобытного состояния, где правит тот, кто сильнее. Тот, кто может убить слабого и беспомощного. Тот, кто способен пролить кровь ближнего. Без контроля человеческая природа в ребенке впадает в кому, выпуская на свет дикого необузданного зверя, прикрытого пугающей размалеванной физиономией. Опаснее же всего, что это дикая маска прирастает к лицу, становясь истинной мордой уже не-человека.
Даже в романе «Повелитель мух» устоять захватывающим соблазном протеста против любых постулатов нравственности и морали получается у единиц, вероятно, благодаря взращенному взрослому титановому стержню и оберегающей родительской любви. Но именно эти скромные единицы, сохранившие человечность и здравый смысл, обречены на непонимание, гонения и, в конечном счете, смерть от рук своих же. Как это было в случае с Саймоном, Хрюшей и почти свершившемся «загоне» Ральфа…
В конечном счете Голдинг спасает детей с острова, но спасение детской души, погрузившейся, кажется, уже в лимб, остается под большим вопросом. В конце концов, не каждая реанимация заканчивается выходом человека из комы…
Эта книга просто необходима сегодня в школе. В противном случае, мы рискуем остаться на острове и заживо перегрызть друг другу глотки, будучи еще несмышлеными детьми и подростками.
Не знаете, что почитать?