Тэги
Сходим, товарищи, в Большой театр.
Сейчас в мире напряженная обстановка, а мы появимся в театре.
Наш народ и иностранцы будут это видеть, и это станет действовать успокаивающе.
Реплика Хрущева из пьесы Елены Греминой «Не отводя глаз»
Михаил Юрьевич Угаров и Елена Анатольевна Гремина оставили множество талантливых сценаристов, актеров, режиссеров, зрителей и то, благодаря чему в этой стране возможен театр документальной драмы — Театр.doc. А еще свои пьесы, тексты и идеи. Эта тема — о них.
1 апреля в Электротеатре в рамках «Золотой Маски» пройдет презентация сборника пьес и текстов Михаила Угарова и Елены Греминой. Мы поговорили с его составителями, Иваном Угаровым и Александром Родионовым, а заодно узнали о процессе сборки двухтомника, книжных планах Театра.doc и о том, как развивается и изменяется наследие Греминой/Угарова.
Лабиринт Расскажите о структуре двухтомника. Какова его архитектура?
Иван Угаров Получилось так, что первый том включает в себя пьесы Елены Анатольевны, а вторая его часть — там собрали пьесы Михаила Юрьевича, его сценарии и одну повесть. И доковские пьесы, которые они в соавторстве и по отдельности писали для Театра.doc.
Л Почему так?
ИУ Во-первых, у Елены Анатольевны было больше пьес, чем у Михаила Юрьевича. Миша медленно писал и делал их редко. Кроме того, у него был такой стиль. В сборнике отражены два основных направления — то, что Елена Анатольевна и Михаил Юрьевич делали для классического, скажем так, театра, и то, что создавали для Театра.doc.
Александр Родионов Он двухтомник, но при этом он технически называется двухтомником, потому что по сути это две совершенно разные книги. Отдельные, самостоятельные. Просто они вместе, в комплекте. Как они были — два совершенно разных человека и автора. При этом были вместе. Каждый из них писал свои пьесы, вместе они занимались Театром.doc. У каждого из них были свои эстетические позиции и очень по-разному они работали над спектаклями, когда каждый выступал как режиссер. При этом они некоторые вещи делали вместе — как драматург Елена Гремина и как режиссер Михаил Угаров. В общем-то, была работа, в которой режиссер очень большое имел значение.
ИУ А пьесы для Театра.doc — огромная ступень, на которую они шагнули с 2002 года, когда в Москву приехали семинары театра Royal Court, которые вела педагог и драматург Элиз Доджсон. Она умерла не так давно, к сожалению большому. И она привезла эту тему, привезла на нашу почву. И эта тема очень здесь прижилась. А в те времена как раз молодое поколение драматургов и режиссеров искали тему, которая помогла бы им объединиться, создать некое движение. Раньше они все объединялись в фестивали драматургические — «Любимовка», например. Общими знакомствами были связаны. Теперь получилось нечто, что их связало.
Для них началась новая жизнь, где у них были другие цели, они сами стали совершенно другими. Впоследствии Михаил Юрьевич говорил, что вообще ему не хочется ничего писать: пройденный этап. Хотя уже после этого написал пьесу «Маскарад Маскарад», например. Но ему хотелось быть учителем, вести как-то молодых за собой, придумывать вместе. И пьесы доковские во втором томе, все они — результат коллективного труда. Нельзя сказать, что они вот написаны, там, Угаровым или Греминой. Все равно огромная часть вложена актерами, теми, кто вообще работал на спектакле, импровизацией, это и материал, который актеры доставали из себя.
АР Это была работа соавторская, соратническая. Это «Час 18», спектакль «Двое в твоем доме», «Сентябрь.doc». И они в этих пьесах… Было бы трудно и как-то странно их делить по авторам. Невозможно было бы определить и отнести часть пьес в один том, часть пьес в другом том. Тексты, где Елена Гремина — драматург доковских спектаклей. И эти пьесы, само их сотрудничество друг с другом — эхо того, как они работали, как самоотверженно и с каким увлечением они занимались вместе этим делом.
Л Номинально составитель первого тома — Александр Родионов, второго — Иван Угаров. Как строилась ваша работа? Каждый действительно собирал свой том или же были какие-то коллективные процессы?
ИУ Мы все обсуждали. Смотрите, все это лежало на компьютере Михаила Юрьевича. Он был очень аккуратный человек, и все эти тексты были уже отсортированы и лежали в отдельных папочках. И нам, собственно, ничего не пришлось особо искать, но это было на первом этапе.
АР Просто у Михаила Юрьевича и у Елены Анатольевны в разном состоянии при жизни находился их архив творческий. У Михаила Юрьевича он был в большом порядке, такой вычитанный, отформатированный. У него же были файлы с пьесами Елены Анатольевны — им так же точно вычитанные, отформатированные.
ИУ Затем Саша сказал, что, по его мнению, важно включить не только эти пьесы. А некоторых нет в электронном виде, и пришлось их сканировать, вычитывать, доставать. Его работа по составлению сборника была гораздо сложнее, чем моя.
АР Дело только в том, что, раз была возможность публикации книжки, было нужно поместить туда больше текстов. И чтобы поместить туда больше текстов, взяли еще какие-то, которые не были опубликованы. Взяли какие-то тексты, которые существовали только в рукописях или каких-то очень давних еще публикациях. И Елена Ковальская смогла это все набрать, расшифровать. Не расшифровать, а вот именно была работа с не рукописными, но с машинописными рукописями.
ИУ И еще мы обсуждали, какие войдут доковские тексты, потому что там тоже была проблема, что многие те самые тексты, которые звучат в спектаклях, они попросту не были записаны. Эти пьесы могли существовать в виде какой-то основы, либретто даже, а все, что творилось на сцене — это 50% от этого. Актеры придумывали, фантазировали, вынимали из себя и добавляли к этому спектаклю.
АР Был такой прощальный привет от работы Елены Анатольевны, то, как она работала — это связано с пьесой «Война близко». Точнее, «Помолвка», такая пьеса, которая вошла в спектакль Театра.doc под названием «Война близко». Это такой спектакль, один из самых последних ее для Театра.doc. Состоит из трех пьес разных авторов, и одна из этих пьес — документальная работа Елены Греминой. Она связана с делом Геннадия Афанасьева, Олега Сенцова, Александра Кольченко и Алексея Чирния. У меня были разные варианты текста, и я связался с группой спектакля, с теми, кто вместе с Еленой Анатольевной работал над этим спектаклем: актеры, ассистент режиссера. И они все сообща стали сами делать какой-то самый-самый точный, самый-самый правильный, самый-самый окончательный вариант текста. Во-первых, это было просто радостно, что мы можем этот текст включить и вспомнить. А во-вторых, это просто само их какое-то доброе сотрудничество друг с другом. Почувствовал какое-то эхо того, как они работали с Еленой Греминой, того, как самоотверженно с увлечением и верой они занимались вместе с ней этим делом.
Еще одна вещь, которая о совсем другой эпохе ее жизни — это найденные в ее архиве страницы с песнями ее подруги, одноклассницы, соавтора, Вероники Долиной к такой практически первой ее профессиональной пьесе «Миф о Светлане». Из очень далекого времени этот текст — 1982 года. Когда единственный раз пьесу публиковали, стихи, видимо, посчитали неподходящими для обычной пьесы, и в публикации они исчезли. Сейчас мы, к сожалению, не смогли восстановить тот вариант пьесы, в которой они были частью композиционной, но хотя бы мы их нашли. А они — нас. Опубликованы вместе с пьесой.
Л А есть что-то, что еще ждет оформления? Какие-то материалы, оставшиеся от Михаила Юрьевича и Елены Анатольевны, которые еще будут публиковаться. Будет продолжаться работа по изданию книг?
ИУ Я надеюсь, конечно же. Это не полное собрание сочинений. Остались какие-то периферийные вещи, которые для него самого не очень важны. Ранние пьесы Елены Анатольевны тоже не вошли. Что-то не вошло. Я не знаю, что это будет и будет ли когда-нибудь, но сам факт того, что этот сборник вышел. Для меня просто ужасная и огромная радость, потому что понятно, что сами бы они никогда бы на такое не сподобились. Во-первых, они были довольно скромными людьми. А во-вторых, у них просто были дела важнее. Поэтому это большое событие. И я очень рад, что оказалось так много людей, которые хотят себе эту книжку. К сожалению, огромное количество людей, которые живут на Украине и не могут сюда приехать, они не могут себе ее заказать, не устроено так, чтобы можно было доставить за границу. Поэтому придется придумывать.
Л Журналу «Театр» вы сказали, что «Пьесы и тексты» — потому что туда входит какой-то документальный материал, который и пьесами не назовешь. В книгу вошли какие-то отрывки из дневников, публикаций, других материалов Угарова и Греминой?
ИУ Нет, к сожалению не вошли. Это тоже какая-то отдельная мечта. Не знаю, состоится ли она когда-нибудь. Но они уже собраны в один текст, как вы знаете. Зарема Заудинова собрала — «Миша и Лена».
И несколько раз в доке они были, на гастроли они уже ездили. И сейчас вот они поедут… Какое сейчас число? Уже должны уехать в Лондон — доковцы. И еще со спектаклем «Пытки/Твой календарь» и… Кстати, они будут и там презентовать эти книжки.
Л А «Твой календарь/Пытки» — это идея Греминой и ее один из последних проектов. Он не вошел в сборник.
ИУ Он не вошел, потому что, насколько я знаю, Зарема работала и до сих пор продолжает над ним работать. К сожалению, не вошел материал.
Л Потому что это динамичный материал и дополняется с развитием пензенского дела?
ИУ Просто мы уже сдали издательству в начале февраля все тексты. Кроме того, там есть не только пьесы. Еще есть проза, есть такие вещи, которые пьесами не назовешь. Поэтому мы вот так и объединили под общим названием: «Пьесы и тексты».
Л Насколько я понимаю, есть еще такой суперплан: издать лекции Михаила Юрьевича. Это как-то начинает реализовываться?
ИУ Да, есть уже договоренности по поводу издания. Это был бы следующий этап, о котором бы я мечтал. Вернее, два таких шага следующих: сделать серию новодрамовских авторов, драматургов и издать лекции Михаила Юрьевича.
Уже собрали по его ученикам и друзьям, по тем, кто организовывал его лекции, материал. Мы все, что смогли, собрали, расшифровали, организовали. И теперь остается самая важная, самая главная работа, потому что он читал лекции для документалистов, для режиссеров, для актеров. В принципе, он говорил вещи похожие, но под разными углами. В зависимости от того, кому адресовалась эта лекция. Теория, она достаточно какая-то прозрачная и довольно простая, но нужно потратить серьезные усилия, чтобы очень аккуратно привести к какому-то виду, найти структуру, потому что он никогда ничего не записывал из своих мыслей. А если и записывал, то это были какие-то конспекты, из которых мало что понятно. Вернее, понятно ему одному. Надо этому дать научное какое-то толкование, попросить театроведов, режиссеров, которые могли бы уже какие-то иллюстрации привести к этим лекциям. А еще нужно создать его словарь, потому что он изобрел какой-то свой тезаурус, и эти обозначения тоже нужно перевести и оформить.
Антисловарь Михаила Угарова, отрывок
Ильмира Болотян, Журнал ТЕАТР №34, 2018 год.
Д
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР
— вид театра, предполагающий постановки по документальным текстам и особую актерскую манеру исполнения. Хотя в критике сложилось представление, что в документальном театре обязательны тексты, в том числе сделанные в технике вербатим, Михаил Угаров понимал документальный театр как очень широкое понятие: «Документом здесь является все. Это не только протоколы и решения суда. Одна женщина мне показывала ключи и говорила, что это документ. Ключи от квартиры, из которой она бежала где?то в Сумгаите, когда была резня». Кроме того, самого человека Угаров также рассматривал как документ. Актер, по его мнению, становился документом, когда играл про себя.
Н
НОРМА
— адекватная нормальная реальность. Михаил Угаров подчеркивал, что вся его деятельность не оппозиционная, что он как раз придерживается как автор «ноль-позиции» и всего лишь стремится ориентироваться на норму человеческих и социальных отношений. В Фейсбуке в 2016 году он написал: «Я совсем не оппозиционер. Все, что я делаю в Театре.doc и пишу, иногда может казаться оппозиционным, это всего лишь — апелляция к норме. Мне кажется, этим только и нужно заниматься. В нашей стране с ее девиантной властью, с перверсией на всех уровнях, — апелляция к норме может грозить обвинением в экстремизме». В 2018 году, незадолго до смерти, он отметил: «А норма уже скрылась за горизонтом».
О
ОДИНОЧЕСТВО
— «постоянное состояние человека». Так определил Михаил Угаров это ощущение в интервью Дмитрию Лисину. В последние годы его интересовала форма спектакля как система монологов, потому что, на его взгляд, диалогическая форма в очередной раз умерла. Увлеченность социальными сетями сделало сознание человека монологическим, а значит — усугубило его одиночество. Решение этой проблемы он видел в том числе и в театре. Угаров не раз повторял, что люди приходят на спектакли, чтобы преодолеть это ощущение. Описывая «Любимовку-2017», он говорил: «Борьба с одиночеством — моя любимая тема, и все так или иначе этой борьбой заняты. И они (зрители — И. Б.) приходят, теснятся, слушают, обсуждают и уходят с чувством единения, с чувством — я не один. Вот такой сотворческой горизонтальности боятся вертикальные власти».
Л А чьи статьи опубликованы в двухтомнике? Завершается сборник публикацией Елены Ковальской.
ИУ К этим книгам писал тексты Марк Липовецкий, у него программный и очень мощный текст, такой хороший. И завершающую статью написали, да, Елена Ковальская и Кристина Матвиенко. Тоже очень хорошую. Они же будут и на презентации.
Елена Ковальская и Кристина Матвиенко. Благодарность
Заключительная статья, отрывок.
Порожденные Греминой и Угаровым тексты — самая малая часть их наследия.
Оно — везде. В артистах и зрителях. В тех переменах, которые их усилиями произошли в искусстве театра. В самих формах бытования театра: независимый театр не создал более убедительной ролевой модели, чем Театр.doc.
Что объединяет собранные в двухтомнике тексты, так это логика развития театра, которому они себя посвятили. Подобно тому как в онтогенезе повторяется филогенез, Гремина и Угаров рука об руку прошли путь театра, который постоянно переизобретает себя. От драматических пьес они пришли к пьесам документальным, от имитации реальности — к ее формированию. И чем более проницаемой в их спектакле становилась граница между театром и жизнью, тем решительней они делали театр, у которого училась сама реальность. Между постановкой пьесы Угарова «Голуби» в Театре имени Станиславского и последним его спектаклем «Взрослые снаружи», в котором молодые горожане говорили со сцены от собственного лица, между «Мифом о Светлане» Греминой и ее спектаклями о «Болотном деле», в которых со сцены выступали свидетели по делу узников 6 мая, пролегла история театра, который от подражания действию перешел к действию. В молодости и зрелости они делали разный театр. В итоге сделали тот, который научил нас по-новому чувствовать и переживать реальность. За это наша им особая благодарность.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Игры с мишенью
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
![](https://img.labirint.ru/design/club/club-app.png)
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.