Так вот, зимой она приходила заниматься со мной, а у нас был ковер, но не было пылесоса. Обычно его выметали веником, который смачивали в ведре с водой, но это была большая, серьезная уборка. (Серьезнее было только вынести ковер на снег и бить его шлангом, но это вы точно не сможете понять.) Легкой и быстрой уборкой считалось руками собрать с ковра заметный мусор. Этим я и занимался. Летом Соня подарила мне пылесос. Я воспользовался им один раз и убрал в угол. Мы на все лето увезли его на дачу, а затем вернули обратно ко мне, и после этого я не воспользовался им ни разу.
(Софье) Забери пылесос себе.
Из необычного — так как я не ходил в садик, утром я оставался дома один и смотрел телевизор. Так, 4 октября 1993 года я посмотрел в прямом эфире и запомнил расстрел Белого дома из танков. Запомнил, потому что придумал тогда для этого описание: «Стреляют из круглого, а горит квадратно».
Летом мама старалась вывезти меня «на природу». Так как своей дачи у нас не было, меня «пристраивали» на дачи знакомых. Летом я часто жила на чужих дачах и страшно это не любила, ведь в чужом доме ничего нельзя. Например, нельзя попросить добавки, если не наелся, нельзя спать, когда остальные встали, нельзя не спать, когда все легли… Ну и так далее. И люди, с которыми ты живешь, далеко не всегда тебе нравятся. Но когда тебе 10-13, даже 15 лет, у тебя может не быть выбора. Ведь ты еще не зарабатываешь, а значит, где ты проведешь лето — решают родители…
Ничего необычного, пожалуй, я не делала в детстве. Я родилась в Москве и никогда надолго из Москвы не уезжала. От меня требовалось не так много — убирать кровать, умываться, делать уроки. Когда никого не было дома (а так было почти всегда, мама работала допоздна), я ставила пластинки с музыкой и танцевала перед зеркалом, сама с собой. И представляла, какой прекрасной будет моя жизнь, когда я, наконец, вырасту.
Как и героиня «Городской штучки» Маруся, я плохо училась в школе, и к ее окончанию не знала толком, куда поступать. Я любила рисовать и неплохо писала сочинения, но ни то ни другое не наводило меня ни на какие мысли.
В деревне можно сидеть в доме и ничего не делать, и вскоре после этого у вас кончатся еда, дрова и вода, ограду завалит снегом, а огород зарастет пыреем. Пырей — самый страшный, в принципе невыпалываемый сорняк. Его нельзя уничтожить, он эволюционировал до бессмертия. Самый страшный сорняк и вместе с тем — лучший корм для коров, то самое сено, умилительный для любителей деревенской «романтики» (в деревне нет романтики). Но сено косят на лесных лугах, на опушках, далеко от поселка. А пырей доходит до людей через десятки километров и селится в огородах. И это самая страшная вещь, запомните. «Если увидите пырей — убейте его», сказал бы я, если бы его можно было убить. Но убить его нельзя. У него такая корневая система, мгновенно создающая плотный обширный дерн, который убивает все остальное, но убрать его можно, только экскаватором сняв весь верхний слой почвы, но где-нибудь останется один корешок, и через два дня, особенно если дождик, пырей снова займет ВСЕ.
Простите, вспомнил пырей. Я к тому, что если перестать добывать еду и обеспечивать жизнедеятельность, то смерть в деревне наступит быстрее, чем в городе. В морозы, если не топить печку два раза в сутки, температура в доме сравняется с уличной примерно за 24 часа. А если не оплатить отопление в городе, то отключат его все-таки не так быстро.
В городе не нужно добывать еду. Она продается в магазинах в огромном количестве. Но в городе нужно добывать деньги, потому что без них еду не дадут. Поэтому я с 16 лет пыталась подрабатывать — сначала курьером, потом лаборантом в музее.
В городе все твои друзья живут от тебя далеко. До них нельзя дойти пешком, нужно ехать. И вообще, до всего хорошего в городе нужно ехать.
В городе никому до тебя нет дела. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ты можешь одеваться так, как хочется, красить волосы, ходить зимой без шапки, толстеть, худеть, и никто не будет показывать на тебя пальцем. Плохо — потому что до тебя-таки никому нет никакого дела.
Я ведь хочу быть как Лев Толстой, что мне эта ваша детская ерунда? Хотя прикол, конечно, будет, если через 50 лет никто не вспомнит мой «Непонятный роман», а читать будут «Штучку». А скорее всего, так ведь и будет. Что ж, я готов.
Так что жизнь в городе мне нравится еще и тем, что она не предполагает таких глубоких инженерных знаний и ярких талантов. Проводку и сантехнику починят за деньги другие люди, а сварка бака для бани или постройка двухэтажного деревянного здания (сеновала) здесь, вроде как, вовсе не нужна. А не уметь все починить и построить в деревне — это как, я не знаю, в городе не уметь зайти в метро или приложить телефон к терминалу на кассе. Это по умолчанию умеют все, без этого тут просто не живут. Поэтому я умею делать дела только «женские» и общечеловеческие. Но «женские» — приготовить самому себе еду и помыть тарелку после этого — я бы тоже отнес к общечеловеческим.
А из общечеловеческих деревенских я умею:
1) Рубить дрова (вообще-то это называется «колоть», но я вас щажу) — главное наслаждение моего детства. Только если не березу, конечно. Потому что березу нужно именно «рубить», на это нанимают бригаду, которая после падает без сил. Но с другой стороны, где ты возьмешь березу? Это самые хорошие, а следовательно и дорогие дрова. Я колол сосну. Ставишь чурку на другую чурку, опускаешь колун — пожалуйста, следующий. (Именно опускаешь, не бьешь.)
2) Копать картошку — самая тяжелая, тоскливая, тупая и безнадежная работа на свете. Попытки выполоть пырей — это вечеринка по сравнению с копанием картошки. Один «подкапывает» (это считается отдыхом) вилами приподнимает куст картошки из земли, а ты его вытаскиваешь полностью, обрываешь картофелины («картошки», мн. ч.) в ведро, и потом специальными маленькими грабельками (забыл название, надо спросить у сестры) роешься в лунке в поиске оставшихся клубней. Написал «клубней», чтобы было литературненько, — почувствовал себя городским, привилегированным, наглым, избавленным от работы, берущим еду в холодильнике просто так. Просто ты уже один раз наклонился, чтобы взять куст, но в земле еще может быть много картошки. Наклоняться второй раз не хочется, ведь наклоняться нужно тысячи раз. Куст картошки занимает около 30 квадратных сантиметров, расстояние между ними — пусть будет еще 20. А общая площадь этой картошки — 10 соток, то есть 1000 квадратных метров. Километр в одну сторону и километр в другую сторону, понимаете? А иначе зимой у тебя просто не будет еды. А жареную картошку с горлодером вы пробовали?
3) Чистить снег — это главное наслаждение! Недавно во дворе у нас поздно вечером чистили снег. В деревне идущий снег чистят пихлом — специальной плоской лопатой, аналогом ковша у трактора, который толкает снег. Только толкаешь его ты сам, но это наслаждение. И так ты ходишь много-много раз, туда-сюда, толкаешь снег этим пихлом, а между очищенными полосами остаются маленькие ровненькие валики. И вот их тоже можно убрать, и это еще большее наслаждение. А слежавшийся и утоптанный снег — наст — откалывают ломиком. Недавно у нас во дворе поздно вечером кололи этот наст, а я вышел, чтобы взять еду в магазине (просто так), и еле удержался, чтобы не попросить у мужиков ломик.
Боже, какое же это все наслаждение.
Умею и люблю жаловаться на цены. Да, везде есть общественный транспорт, но на проезд может уходить треть зарплаты. Это несправедливо, как мне кажется.
Вообще, умею жаловаться на несправедливость и видеть ее во всем (иногда даже там, где ее нет).
Умею быстро искать и покупать дешевые авиабилеты, бронировать номера, осваиваться в гостиницах.
Умею знакомиться с новыми людьми и решать огромное количество проблем, которые в большом городе сваливаются на тебя пачками.
У повести есть эпиграф: «Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик…» Именно этот образ я использовала как сквозной мотив для оформления — вы можете увидеть это в нумерации глав.
Я нарисовала множество маргиналий (рисунков на полях). На сотой картинке я бросила считать. Маргиналии я стала рисовать, потому что мне хотелось подчеркнуть стиль повествования — все это заметки, которые главная героиня делает в телефоне.
Главная героиня москвичка, приехавшая на август месяц отдыхать в далекую сибирскую деревню. Такой модный эко-отдых на лоне природы. Оказалось, что вместо красивой картинки Марусю ждали полдома в деревне и тесная баня. Удалось ли помыться главной героине, осталось за кадром. Но трудности возникли. Как включить там горячую воду, она поняла не сразу! Точнее не сразу поняла, что она там не включается.
Вечное подростковое отсутствие компромиссов — то, что завораживает в этом тексте. Все с лихвой, так что влюбляется Маруся безоговорочно, или как сказали бы в деревне, «по самые помидоры». А мы вместе с ней влюбляемся в этот роман Софьи Ремез и Ивана Шипнигова.
Это подростковая книга. Такая жизнеутверждающая повесть про любовь и летние каникулы. У меня она ассоциируется с аниме и мангой в стиле «седзе». Она, книга, такая милая, нежная и добрая. Мне и нарисовать хотелось тоже весело, совершенно без драмы. Кроме того, важно было, чтобы иллюстрации были стилизованы под фото, сделанные на смартфон. Такие случайные бесчисленные фотографии, оставшиеся после лета, — гигабайты воспоминаний.
У повести есть эпиграф: «Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик…» Именно этот образ я использовала как сквозной мотив для оформления — вы можете увидеть это в нумерации глав.
Я нарисовала множество маргиналий (рисунков на полях). На сотой картинке я бросила считать. Маргиналии я стала рисовать, потому что мне хотелось подчеркнуть стиль повествования — все это заметки, которые главная героиня делает в телефоне.
Главная героиня москвичка, приехавшая на август месяц отдыхать в далекую сибирскую деревню. Такой модный эко-отдых на лоне природы. Оказалось, что вместо красивой картинки Марусю ждали полдома в деревне и тесная баня. Удалось ли помыться главной героине, осталось за кадром. Но трудности возникли. Как включить там горячую воду, она поняла не сразу! Точнее не сразу поняла, что она там не включается.
Вечное подростковое отсутствие компромиссов — то, что завораживает в этом тексте. Все с лихвой, так что влюбляется Маруся безоговорочно, или как сказали бы в деревне, «по самые помидоры». А мы вместе с ней влюбляемся в этот роман Софьи Ремез и Ивана Шипнигова.